Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Официальный сайт администрации Октябрьского городского округа Пермского края

Обычная версия сайта

Иформация и новости

03.08.2015

 

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Октябрьский районный музей при содействии управления культуры, спорта и молодежной политики и администрации Октябрьского района выпустил сборник «Привет далекий фронтовой». В нем собраны стихи, художественная и документальная проза жителей района – ветеранов войны и тружеников тыла: Ивана Ивановича Абрамова, Веры Яковлевны Алимовой, Марии Яковлевны Арсентьевой, Нины Семеновны Грязевой, Васика Гарифуллиновича Ибатова, Петра Михайловича Кондрашкова, Ольги Михайловны Кораблиной, Григория Васильевича Куца, Евдокии Никитичны Трясциной, Петра Михайловича Чиркова. Автор-составитель сборника – директор музея С.А. Целищев.

    Предлагаем вашему вниманию воспоминания П.М. Кондрашкова и его отклик на книгу. 

Биография П.М. Кондрашкова 

    Петр Михайлович Кондрашков родился 19 сентября 1930 года в селе Дегтяные Борки Ухоловского района Московской (ныне Рязанской) области в семье крепких работящих крестьян.

    В 1936 году Кондрашковы, опасаясь раскулачивания и ссылки, вместе с многочисленной родней выехали на Урал и обосновались в поселке Тюше. Петя пошел учиться в Тюшевскую школу, где закончил восемь классов, в девятом классе учился в соседнем селе Богородск, а десятый класс заканчивал в Чадской (ныне Октябрьской) средней школе.

    После окончания школы Петр поступил в Пермский государственный университет, но был призван в ряды Советской Армии, служил три года на Дальнем Востоке,  был танкистом. Являлся отличником боевой и политической подготовки, за хорошую службу несколько раз награждался грамотами и благодарностями командования части. 

    После  демобилизации Петр Кондрашков закончил университет и стал работать  учителем географии и биологии в Тюшевской школе.
Одновременно получил второе высшее, педагогическое, образование.
Был завучем, а затем директором школы. На долю П. М. Кондрашкова выпало строительство большой каменной школы в Тюше взамен двух старых деревянных зданий. Этот титанический организационный труд подорвал его здоровье, и на несколько лет он отказался от директорства, работал учителем.
    На счету Петра Михайловича также созданный с женой Галиной Федоровной образцовый пришкольный участок с отапливаемой зимней теплицей, на который приезжали посмотреть даже из Москвы, и собранные своими руками вместе с другими энтузиастами, как говорится, «из ничего» грузовая автомашина и  трактор для школы.  

В 1987 году Кондрашковы переехали в город Оханск, где Петр Михайлович работал заведующим районным отделом народного образования. После выхода на пенсию посвятил себя детям и внукам.

Петр Михайлович Кондрашков любим и уважаем своими бывшими учениками, до сих пор о нем в поселке Тюше живет добрая память.

Н. П. Попова
(дочь П. М. Кондрашкова)
2015 г.

Воспоминания о военном детстве 

    Когда я рассказываю о своем военном детстве, современные дети плохо меня понимают. В их сознании не укладывается, что такое возможно. Да и как сейчас, даже при относительном изобилии, представить, что детство может быть голодным, холодным, безрадостным? Осознает глубину трагедии тот, кто пережил это и пронес через всю свою жизнь память о тех временах.

      …Горе постучалось в наши дома  раньше рокового дня 22 июня 1941 года. Несмотря на мизерную информацию о международном положении, которую имело население, с начала весны в народе витало нехорошее предчувствие ожидания войны. Еще в первых числах июня из поселка Тюша призвали в армию резервистов – шоферов, трактористов, демобилизованных ранее командиров. В их число попали мой двоюродный брат и муж моей тетки, которая осталась с тремя малолетними детьми. Провожали с тревогой, со слезами.

        И все-таки война началась внезапно, оглушив всех приходом огромной беды. Вскоре начали прибывать в поселок эвакуированные из Ленинграда и  Москвы дети. Они пришли к нам в школу и пополнили наши классы. Школу в поселке преобразовали из восьмилетней в среднюю, создали два детских дома. Приехали и целые семьи.

       После тяжелой зимы 1941 года все меньше оставалось трудоспособных мужчин  в тылу, многие девушки тоже уходили в армию, чтобы стать медицинскими сестрами, связистами, шоферами. Старшие школьники оставляли школу и заменяли тех, кто воевал. Сразу после прихода весны 1942 года,  нас, тогда четвероклассников, стали привлекать на работу в совхозе. С утра учимся, с обеда работаем. Надо готовиться к посевной – перебирать семенной картофель, подрабатывать семена зерновых, насыпать семена в мешки. Но многие из нас в свободное от учебы время и раньше трудились с матерями и старшими сестрами, помогая им.

       А сколько еще хлопот по хозяйству: уход за животными, посадка и обработка огорода, заготовка сена и дров – да мало ли что еще надо сделать! Личное подворье служило главным источником существования семьи в годы войны, да еще матушка-природа с ранней весны до поздней осени подкармливала травами, ягодами и грибами.

       Заработную плату на предприятиях давали мизерную, а надо и хлеба купить, и одежонку, обувь, учебники и тетради.  Об этом напишу подробнее, иначе не каждый сразу поймет. Кроме того, что денег нет, нет и большинства товаров. Поэтому самой «модной» обувью в деревне в то время  являлись лапти. Они годились  зимой и летом, а у нас, детей, детство было босоногое в полном смысле этого слова.  За четыре года войны, подрастая, девочки износили одежду матерей и старших сестер, а мальчики – старших братьев и отцов.  Первой моей добротной  обувью военных лет стали ботинки из гуманитарной помощи США. Не знаю, какого размера, но носил я их пять лет, конечно, только в школу.

      Учебники переходили от старших учеников к младшим, мне, например, достались  от моей старшей сестры Клавы. В учебнике истории, не знаю какого года издания, оказались заклеенными портреты маршалов Советского Союза Блюхера, Тухачевского и еще кого-то. Нам объясняли, что нельзя на них смотреть детям, они «враги народа».  Однако других книг не было. Учебник математики Киселева (не помню, алгебра или геометрия) отдала моя тетка, которая училась впереди меня на четыре года.  А учебник английского языка давал мне возможность изучить сразу два языка, потому что он предназначался  для украинских школ и здорово помог мне в  общении с товарищами-солдатами с Украины, когда я служил в армии. Многие учебников вообще не имели. Тетрадей выделяли очень мало, только для классных работ по чистописанию, диктантов и сочинений, для других уроков использовали все, вплоть до газет.

         Как бы ни трудны были военные годы, главным делом нашей тогдашней жизни оставалась учеба. Отношение к ней было ответственным, существовало  соревнование, пионерская и комсомольская организации постоянно стремились объединить коллектив, оказать помощь отстающим.

        Глядя на школьные фотографии той поры, видишь, что большинство из нас стали высокообразованными специалистами – инженерами, учителями, агрономами, врачами, кадровыми военными. А ведь я пишу о выпускниках обыкновенной сельской школы военных лет.

         Нельзя умалчивать о наших учителях. Они встали к классной доске со средним образованием, но с осознанием того, что они – учителя и отдавали нам все, что могли. Восемь лет меня учила Валентина Ивановна Баранова, сначала в начальной школе, потом преподавала  географию и работала директором школы. И я всегда вспоминаю о ней с чувством глубокой благодарности.

    Как только отпускали нас на летние каникулы,  все ученики, начиная с  четвертого класса,  становились постоянными рабочими в совхозе. Прополка хлебов и овощей, окучивание картофеля, уборка урожая – это наша работа наряду со взрослыми.  Трудились весь световой день, старшие ученики в отрыве от семьи – на удаленных от центральной усадьбы отделениях, в пятнадцати – двадцати километрах от дома. Нагрузка на детей с каждым годом становилась все больше, ведь на фронт уходило все больше народа. Возвращались домой с войны  мало, да и, в основном, инвалидами,  мало пригодными для работы.

            Вспоминается и моя личная работа в военные годы. Весной 1942 года я закончил четыре класса.  Всем классом нас отправили в совхоз на прополку полей на все лето, а осенью – на копку картофеля. Его совхоз садил по тем временам много, до шестисот пятидесяти гектаров. Весь урожай шел на спиртзавод,  расположенный в поселке, а спирт с него отправляли в Пермь (тогда Молотов), Свердловск (ныне Екатеринбург), Сарапул круглый год. Когда зимой заметало дороги,  спирт в областной центр вывозили на самолетах. Заканчивали копку картофеля в половине октября, иногда раньше, в зависимости от погоды. Тогда и начинались школьные занятия в старших классах.

         Лето и осень 1943 года проходили так же, как и предыдущие, только добавились весенние работы, о чем я уже писал, да страшное горе пришло в нашу семью – в августе погиб отец.

        В 1944 году весной, после окончания шестого класса, я стал жить  у дедушки на отделении совхоза под названием Нижняя Ферма. Это был небольшой населенный пункт  в трех километрах от центральной усадьбы. На этой ферме сосредоточили весь крупный рогатый скот и свиней совхоза – самое большое поголовье среди хозяйств нашего района. Меня назначили пасти взрослых быков-кастратов, предназначенных для работы. Выгонял я их на пастбище утром в пять – шесть часов, с наступлением жары пригонял на конный двор, а вечером выгонял в поле снова,  захватывая часть ночи. В нежаркую и пасмурную погоду пастьба продолжалась весь день. Постепенно в течение лета животных забирали на работу и они ко мне уже не возвращались. Один мой «воспитанник» по кличке Катюша работал до 1950 года, а может быть, и больше, уверенно не могу сказать, потому что в том году меня призвали в армию. На нем возили воду на лесоучасток. Безотказное было животное, весом килограммов шестьсот с лишним.  К осени меня отпустили с Нижней Фермы к матери и с конца августа до снега в октябре я работал с ней на копке картофеля в совхозе, разумеется, без выходных и праздников.

     Заканчивалась уборка, и мы шли в школу, а наши матери – на заготовку дров для завода, которых требовалось очень много для основного производства, для отопления производственных помещений, детского сада, клуба. И тут тоже мы со старшей сестрой Клавой становились для матери первыми помощниками. Уроки кончились – мы в лес да санки с собой, чтобы после работы привезти сухих сучьев, квартиру тоже чем-то топить надо.

    Забота о семье, о младшей сестре Нине была для Клавы и для меня такой же, как и у матери. И хоть стали мы  к тому времени «безотцовщиной», но заботами матери все получили достойное  воспитание и образование, что она считала обязательным для своих детей.

      Воевала вся страна, весь народ. Армия – на фронте, народ – в тылу своим трудом, всеми силами стремился к победе. Люди,  сколько могли, помогали своими средствами государству: постоянно покупали облигации займов в фонд обороны, собирали и посылали посылки, писали письма военным частям и отдельным бойцам. В них рассказывали о своих успехах в учебе, нашей помощи фронту.

          Всеми силами, всеми способами, кто сколько мог – все работали на победу, на помощь армии. Мы недоедали, плохо одевались и обувались, тяжело работали, но армия была накормлена, вооружена и знала – у нее крепкий, надежный тыл, и народ говорил воинам: «Мы ждем вас с победой!»

       1945 год, год Победы, не стал исключением из  четырех военных лет. Армия передислоцировалась на восток, а мы продолжали  учиться и работать. Старшие ученики уходили служить – подошел их призывной возраст, мы учились дальше.

    Скорбные и тяжкие потери пережили практически все. В первые месяцы  войны пропали без вести мой двоюродный брат Петр и дядя Василий. В 1943 году на Курской дуге погиб отец. Брат отца вернулся домой инвалидом. В начале 1945 года из девятого класса призвали в армию моего двоюродного брата Дмитрия, он успел повоевать и еще потом  служил семь лет.

   Трудные годы войны сильно сказались на том поколении детей. Вспоминая своих  сверстников, видишь, как быстро редели их ряды и мало кто дожил до преклонных лет. Ведь и дальнейшие годы не были легкими, страна еще долго залечивала военные раны, народ длительное время не мог настроиться на мирную сытую жизнь. 

П.М. Кондрашков

Благодарность составителям сборника 

Архив новостей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год